Главная - Новости - <strong>Профессор Института экономики Александр Золотов о национальной цели устойчивой экономики</strong>

Профессор Института экономики Александр Золотов о национальной цели устойчивой экономики

Президент России Владимир Путин 7 мая подписал указ о национальных целях развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года, поставив семь целей. Каждая имеет четкие показатели и задачи, которые необходимо выполнить. Пятой в списке стала устойчивая и динамичная экономика. Какие трудности предстоит решить в рамках ее достижения, «ФедералПресс» обсудил с заведующим кафедрой экономической теории и методологии ННГУ имени Н. И. Лобачевского Александром Золотовым:

«В 90-е годы входили с верой, что рынок способен устроить все в порядке саморегулирования и принести как экономический, так и социальный эффект. Понадобилось два десятка лет, чтобы убедиться – рынок может принести некоторые эффекты, но нет гарантий, что доминировать будет положительный результат с точки зрения общественных интересов.

Большая страна должна иметь стратегический курс. В 2020 году был издан указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 года, впервые были сформулированы цели. Достигнуты ли они будут к этому году – будет фиксироваться по показателям. Четыре года назад перспектива определялась на 10 лет, а в 2024 году – уже на 6 лет. Но жизнь идет непрерывно и необходимы долгосрочные проекты. Теперь же у нас есть «национальная цель развития до 2030 года и на перспективу до 2036-го».

Одна из наццелей – это достичь устойчивой и динамичной экономики. Причем она ставится не первой, а пятой. Произошло переформатирование подхода, подчинение экономики другим, более значимым для общества целям. Если бы цель прогресса экономики в условиях рыночного хозяйства поставили на первый план, то это бы означало установку на максимизацию прибыли. А так в методологии произошли изменения: выше всех ставится цель сохранения населения, укрепления здоровья и повышения благополучия людей, поддержки семьи. Не правда ли, прямо скажем, долгожданный приоритет?

Разумеется, не развивая экономику, приоритетную цель не обеспечить. В рамках этого развития предстоит решить ряд крупных задач. Одна из них – выйти на четвертое место в мире по паритету покупательной способности (возможностии купить за одинаковую сумму, но разными валютами похожие наборы товаров). Россия должна подвинуть с четвертого места Японию. Борьба за продвижение вверх будет напряженной.

В этот период надо опережать среднемировые темпы экономического роста, что означает повышение ВВП России приблизительно на 40 %. Такого темпа в последние годы не было, значит, придется ускоряться.

Обеспечение высоких темпов экономического роста требует масштабного обновления основного капитала. За шесть лет надо будет увеличить размер основных фондов на 60 %. Это означает, что мы должны опережающим образом наращивать инвестиции в основной капитал по сравнению с темпами экономического роста. Тогда и доля инвестиций в валовом внутреннем продукте закрепится на уровне выше 25 %. Это не мировой рекорд, ещё недавно в Китае эта доля достигала 45% от ВВП. Но России долго не удавалось «сдвинуться» с 20-22 %. 25 и выше процентов – это уже материальная основа для ускорения темпов экономического роста.

Поставлена задача увеличивать темпы экономического роста. За счет чего их можно повысить? В документе указывается: «… в том числе за счет роста производительности труда». Интересно, а как еще увеличивать ВВП в нынешних условиях? В течение этих шести лет не предвидится увеличение ресурса труда, скорее всего он будет сокращаться. А если так, то ВВП можно будет увеличить единственно за счет производительности труда. И повышать ее надо будет не на 40 %, как ВВП, а на более высокий процент, скажем, на 45 %, чтобы компенсировать убыль рабочей силы. Непросто, но реально, если действовать в увязке с увеличением инвестиций и рядом других мер.

Так, сейчас есть национальный проект «Производительность труда», в нем задействовано шесть тысяч предприятий и полтора миллиона работников. В его рамках кадры готовят, очень активно ищут резервы производительности. Хороший пример перед глазами.

Не удивительно, что в указе намечено охватить не менее 40 % средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей проектами по повышению производительности труда. Тогда в сфере целенаправленной организационной работы по росту производительности будет уже 6-7 млн работников. Это огромный резерв подъема эффективности, причем зачастую не требующий дополнительных затрат на оборудование.

Наконец-то на деле признали, что все решают кадры. Поэтому поставлена задача создания системы повышения квалификации и переподготовки, прежде всего в приоритетных отраслях. Первые шаги сделаны, но дальнейшие нужно совершать активнее.

Кроме того, предусматривается, чтобы не менее 30 % студентов имели несколько квалификаций в рамках профессионального образования. Производство меняется очень динамично, людям, возможно, надо будет менять рабочие места и быть готовыми к использованию новой техники.

В цель устойчивой экономики включили задачу снижения не более чем до двух раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между десятью наиболее обеспеченными и десятью наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации. Преодоление подобного разрыва позволит активнее развивать систему образования и здравоохранения, общественный транспорт повсеместно, а не только в самых богатых регионах страны. Вот тогда не будет нежелательного оттока кадров из российской глубинки в Москву и Санкт-Петербург.

Предстоит развивать обрабатывающие производства и повысить объем их выпуска на 40 %. За последние семь лет обрабатывающие производства увеличились на 23 %, а тут речь про 40. Не забываем про импортозамещение, у нас сложности с импортным оборудованием. Напряженная задача, но выбора не остается.

Годами длилась ситуация с недопустимо низким уровнем роботизации нашей промышленности. Связана она была с дешевой рабочей силой, чем гордились в 90-е годы (а надо было стыдиться!). Сейчас поставлена задача – войти в число 25 ведущих стран по плотности роботизации. Казалось бы, задача, очень скромная. Но учитывая, что у нас 6-7 роботов на 10 тысяч работников, а в странах-лидерах – сотни, сокращение разрыва стало бы достижением.

В области цифровизации предстоит обеспечить технологическую независимость в том, что касается переднего рубежа научно-технического прогресса: беспилотные авиационные системы, средства производства автоматизации, транспортная мобильность, экономика данных и цифровой трансформации. Здесь, конечно, мы не с нуля начинаем, но понятно, что приходится быстро наращивать темпы.

Что вызывает большой вопрос в документе, так это задача обеспечить рост доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. Читаем внимательно: «не ниже уровня инфляции». Получается, все ключевые экономические показатели: ВВП, объем выпуска обрабатывающих производств, размер инвестиций в основной капитал, производительность труда – вырастут к 2030 году на 40-50-60%, а реальные доходы (количество благ, которые мы можем купить на наши денежные доходы при существующих ценах) могут остаться на уровне 2024-го. Как же так? Чего ради развивать экономику? Как тогда снизить бедность до значения менее 7 %? Явное противоречие, которое жизнь должна разрешить.

Намечается увеличивать рост капитализации фондового рынка не менее чем до 66 % ВВП, повышать долю долгосрочных сбережений граждан в общем объеме сбережений до уровня 40 %. Это действительно способствует повышению инвестиционной активности.

Но, например, в США капитализация фондового рынка превышает 100 % ВВП, а доля инвестиций в ВВП – чуть больше 20 %. Так что рост фондового рынка не гарантирует соответствующего роста инвестиций в основной капитал. Зато гарантирует обогащение инсайдеров и потери непрофессионалов на этом рынке. Сбережения есть у меньшинства населения и едва ли они обеспечат необходимые ресурсы для капитальных вложений.

Когда речь идет об инвестиционном климате для предпринимателей, важно знать динамику ключевой ставки Центрального Банка России. В документе об этом ничего не говорится, что настораживает. Ведь она – главный определитель инвестиционного климата. Сегодня, с одной стороны, требуется инвестиционная активность, а, с другой, – ЦБ держит ставку 16 %. При такой ставке не приходится рассчитывать на существенный рост инвестиций за счет банковского кредита. Пора привести политику ЦБ в соответствие с целями указа президента.

В целом, документ содержательный. Речь идет о том, чтобы не просто отдельные люди жили хорошо, а все население. Для этого всем надо и добросовестно трудиться, и внимательно контролировать, в том числе по количественным показателям, как мы приближаемся к намеченным рубежам».

Новости

Новости ННГУ

Все новости