Кафедра «Торговое дело» Института экономики ННГУ им. Н.И. Лобачевского создана в 2014 году на основе интеграции двух кафедр:
кафедры «Коммерция» (финансовый факультет ННГУ);
кафедры «Коммерческая деятельность в торговле и общественном питании» (Нижегородский коммерческий институт (НКИ).
Кафедра сохраняет преемственность лучших традиций Нижегородского коммерческого образования. История Нижегородского коммерческого образования уходит в 1900 год – год основания Нижегородского коммерческого училища. Главная задача коммерческого училища состояла в подготовке специалистов – руководителей крупных торговых и промышленных предприятий.
Сегодня кафедра готовит высококвалифицированных специалистов широкого профиля в области торгового дела, маркетинга, логистики, сбыта, рекламы, обладающих цифровыми компетенциями, способных управлять торговыми и логистическими процессами с использованием цифровых технологий в предприятиях разного профиля деятельности (торговых, промышленных, логистических, маркетплейсах, сервисных платформах и пр.).
Кафедра является выпускающей кафедрой по следующим направлениям подготовки:
Магистратура. Направление 38.04.06 «Торговое дело»:
специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»;
специальность 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».
На базе кафедры действуют 2 лаборатории «Экспертиза и качество товаров» и «Товароведение, метрология и стандартизация, техническое оснащение торговых организаций и охрана труда», позволяющие обучающим развивать необходимые компетенции и навыки профессиональной деятельности в области экономики и торговли.
Возглавляет кафедру доктор экономических наук, профессор Чкалова Ольга Владимировна
член координационного совета Нижегородской области по проблемам развития потребительского рынка;
член диссертационного совета в РЭУ им. Плеханова (Москва);
автор более 170 научных работ, в том числе 9 монографий, одного из популярных учебников по торговому делу в России;
член ФУМО по 38.00.00 «Экономика и управление», руководитель направления «Торговое дело».
Доля преподавателей с ученой степенью доктора или кандидата экономических наук в структуре кафедры составляет свыше 85%. Преподаватели кафедры постоянно повышают профессиональную квалификацию в наиболее востребованных областях цифрового маркетинга и логистики. В проведении занятий участвуют преподаватели-практики, имеющие большой опыт практической деятельности в области маркетинга, торговли и логистики.
В целях повышения практикориентированного подхода к обучению студентов, кафедра постоянно развивает сотрудничество с ведущими торговыми и логистическими компаниями, обновляет действующие лаборатории.
В 2024 году запущен новый проект по открытию на базе кафедры «Торговое дело» логистической лаборатории Axelot Lab совместно с одной из крупнейших российских IT – компаний в области логистики и торговли AXELOT (подробнее).
Студенты направления «Торговое дело» имею возможность проходить практику и готовить выпускные квалификационные работы на базе крупнейших торговых и логистических компаний, таких как Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», ООО «СПАР МИДДЛ ВОЛГА» (сеть магазинов SPAR), в логистических компаниях «Алиди», «Деловые линии», «Байкал-сервис» и др.
Почему стоит выбрать направление «Торговое дело» в ННГУ:
В России индустрия торговли находится в топе лидеров по внедрению инноваций и цифровизации после банковского сектора. Появление новых цифровых бизнес-моделей в торговле, омниканальные системы сбыта, цифровизация торговых бизнес-процессов усиливают значимость специалистов с востребованными компетенциями, которых готовит кафедра «Торговое дело»;
Список вакансий, которые могут занимать выпускники направления «Торговое дело», очень широкий: от специалистов бизнес-процессов до крупных руководителей на предприятиях разных отраслей и специализаций: торговый представитель, менеджер по продажам, оператор маркетплейса, маркетолог маркетплейса, менеджер по торговому маркетингу (трейд маркетолог), специалист отдела продаж, специалист отдела закупок, специалист отдела транспортной логистики, специалист отдела по работе с клиентами, специалист по мерчандайзингу, специалист по интернет-продажам и продажам в маркетплейсах, заведующий складом, директор или администратор магазина, руководитель розничной сети, аналитик и пр.
Многие наши студенты уже к концу обучения имеют успешный собственный бизнес. Кроме того, обучение в среде людей, которые «заряжены» предпринимательским духом и идеей собственного дела способствует развитию организационно-управленческих и проектных компетенций обучающихся, обогащает бизнес-партнерскими связями;
Выбрав это направление подготовки, вы получите профессию, которая будет востребована и сегодня, и завтра, и через много-много лет;
Изучая комплекс товароведческих дисциплин и работая в лабораториях кафедры, наши студенты приобретают уникальные комплекс знаний «профессионального» потребителя, способного легко отличать подлинный товар от фальсификата, соотносить качественные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров и их стоимость, выявлять бракованные и опасные товары (подробности на нашей странице «Вконтакте» https://m.vk.com/wall-218578711_117 и https://m.vk.com/wall-218578711_66);
Благодаря развитию связей с ведущими IT-компаниями и открытию логистической лаборатории Axelot Lab наши студенты получают возможность осваивать в процессе обучения навыки работы с автоматизированных системами управления, применяемыми в логистике – WMS и TMS, а также с современным складским оборудованием;
Во время процесса обучения у студентов есть возможность пройти практику или стажировку на ведущих торговых и логистических предприятиях региона;
График работы в торговых организациях достаточно гибок и студенты старших курсов могут совмещать обучение и работу по специальности;
Вы можете пополнить ряды наших преподавателей и исследователей и заниматься учебной, методической, научной деятельностью.
Научная деятельность кафедры
Научное направление исследований кафедры: трансформация методологии маркетинга для реализации ценностного подхода при нелинейном общественном развитии и изменениях социальных институтов в цифровой экономике.
Коллективом кафедры проводятся исследования изменений поведенческих установок экономических агентов при нелинейном общественном развитии, изменении социальных институтов в условиях цифровизации экономики, на основе новейших достижений методологии маркетинга, построения системы показателей-параметров и математических моделей статистического анализа, использования искусственного интеллекта, нейронных сетей.
Результаты исследований публикуются как в ведущих отечественных, так и зарубежных изданиях, индексируемых с Scopus, Web of Science, докладываются исследователями кафедры на ведущих международных и всероссийских конференциях.
В 2020 году проект кафедры «Разработка новой очной партнёрской магистерской программы «Маркетинг в цифровой экономике» стал победителем в рамках грантовой поддержки Благотворительного фонда Владимира Потанина.
«Специалист торгового дела – профессия с отличными перспективами»
Адрес кафедры: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, 27, к. 102